|
28 мая 2010
Два момента:
1). Чем чаще вы будете поднимать острые темы — тем выше будет популярность партии.
2). Занимайтесь кадрами, иначе ими будут заниматься другие.
По первому моменту. Это вразрез с существующей практикой, когда острых тем партия боится, считает их неудобными и предпочитает «перебивать повестку» чем-нибудь более «позитивным». Но Медведев прав: действительно, перехватывать себе острые темы — скорее плюс для партии, чем минус.
По первому моменту. Это вразрез с существующей практикой, когда острых тем партия боится, считает их неудобными и предпочитает «перебивать повестку» чем-нибудь более «позитивным». Но Медведев прав: действительно, перехватывать себе острые темы — скорее плюс для партии, чем минус.
По второму — судя по всему, президент под «другими» не только (и не столько) другие партии имел в виду. Партии (даже КПРФ) сами в катастрофическом кадровом дефиците, внизу, на местном уровне их практически нет; но здесь речь не о них. Другие — это непартийные команды, которые традиционно расставляли «своих людей» в нужных местах — в т.ч. бизнес-структуры, землячества, диаспоры, чиновнические, силовые и криминальные кланы. Партия как кадровая машина потенциально сильнее любой из таких групп, но это если кадровая работа поставлена как одна из основных. Скажем, провалы ЕР в Иркутске и Братске — это именно кадровые провалы.
Искать, отбирать, учить и готовить людей — более важное дело, чем агитпроп или их излюбленная «ковровая» социалка (проходящая там под брендом «реальные дела»).
Медведев, по сути, обозначил те условия, на которых он хотел бы задействовать ЕР в качестве ключевой «политической машины» модернизации. Главное из них — партия должна сама меняться внутри себя, причём опережающими темпами по сравнению со страной в целом. А главный способ этого добиться — втягивать новых людей, создавать пространство действия для дерзких. ЕР — всё ещё достаточно разнородный, пёстрый конгломерат разного рода «элит». Внутри неё пора начать выделять своего рода «модернизационный авангард», координирующий свою публичную политическую активность с президентской модернизационной повесткой. Этот авангард и будет локомотивом, который обеспечит пролонгацию статуса правящей партии в следующем цикле. Чтобы, как выразился президент, «не пришли другие».
Идеология versus пропаганда
4 июня 2010
Есть устойчивая привычка отождествлять идеолога и пропагандиста. Часто, характеризуя деятельность какого-нибудь господина, ставят в его квалификации эти два слова через запятую. Как в дипломе выпускника философского факультета работодатель читает: “философ, преподаватель философии”. Как будто философ – он еще и преподаватель науки наук по умолчанию. Как будто идеолог – это пропагандист по-дефолту, и наоборот. Запятая может заменять и союз “и”. Как будто бы намекая нам лишний раз о тесном политическом союзе идеологии и пропаганды, как идут они куда-то вместе, — идеолог и пропагандист, — рука об руку, юные и влюбленные.
Однако вера в крепкий союз идеологии и пропаганды, вплоть до отождествления их, неверна и даже опасна. Прежде всего – легковесной подменой идеологии пропагандой и наоборот, которую практиковал политический консалтинг в 90-е. Краеугольный камень такого подхода – описать проблему на языке заказчика. В итоге идеологическая подоснова корежится в несвойственном ей понятийном аппарате, а пропаганда оказывается попросту плохой. То есть – неработающей. Последовательно, и до определенного срока эффективно обманывая заказчика, идеологи из 90-х выхолостили понятие идеологической работы, заодно чудовищно понизив ценность политической пропаганды.
Пропаганда всегда привязана к определенному, не сформированному ею самой, но чем-то внешним и недостижимым ее средствами, контексту. Более того, пропаганда тем более эффективна, чем более широко играет на поле, которое очерчено предварительной идеологической индоктринацией, но – не выходя за ее пределы.
Бессмысленно требовать от профессионального пропагандиста новых идей. Пропагандист – не их производитель, а потребитель идеологии. И важно, чтобы он четко осознавал границы своей роли.
Если пропаганда – это работа с содержаниями, которые предлагает ей наличный политический контекст, то идеология – это инструмент, предназначенный для работы уже с самим контекстом. Для описания этого различия, вероятно, уместно воспользоваться аналогией из Го*). Ставя камни в узловые пункты расчерченного на квадраты поля, игрок может как сделать “большой” ход, так и “срочный”. “Срочными” ходами игрок ввязывается в схватку с противником, тогда как противник в то же самое время может сделать ход совсем не там, где идет драка, незаметный ход и вроде бы никого отношения к происходящему на доске не имеющий. Но – обесценивающий результаты твоей победы и таким образом переформатирующий контекст игры, чтобы выиграть ее целиком. “Большой” ход способен радикально изменить контекст игры.
Идеологическая работа наиболее эффективна тогда, когда она работает с темами вне непосредственной политики, то есть с темами, не включенными здесь и сейчас в фокус политической борьбы. Дальнейшая политизация таких тем – это отдельная технология, не имеющая прямого отношения к идеологической работе как таковой.
Пропагандист работает в кратком временном режиме, в ситуации уже вовсю идущей кампании. Идеолог же работает впрок, готовя поля для кампаний будущего – причем так, чтобы когда на этих полях начнет разворачиваться кампания, она была выиграна. Рабочий вопрос в России в середине XIX века, всё ещё практически целиком аграрной, был почти неактуален. Но уже в начале ХХ века стартовавшая индустриализация страны привела к тому, что фабричные рабочие стали новой, самостоятельной социальной силой, не учтенной никаким прежним идейным контекстом, кроме марксистского.
Точно так же интеллектуалам необходимо работать с социальными сдвигами, которые неизбежно явятся последствиями лишь начинающейся сейчас модернизации. А такие сдвиги неизбежно воспоследуют — как в случае её успеха, так и в случае неудачи.
*) литература:
Миура Ясуюки
Го и восточная бизнес-стратегия
Go: An Asian Paradigm for Business Strategy
Издательство: София, 2005 г.
Го и восточная бизнес-стратегия
Go: An Asian Paradigm for Business Strategy
Издательство: София, 2005 г.
«В мире бизнеса наиболее известными апологетами борьбы с избыточностью являются японские компании. Нет сомнений, что они почерпнули эту идею в искусстве И-Го. Не будем забывать, что большая часть экономической и политической элиты Японии – это потомки самурайских родов. А ведь И-Го было неотъемлемой частью аристократического воспитания в Японии, наряду с такими боевыми искусствами как дзюдо, кэндо, айкидо….Изящное решение в том, чтобы «разгружать» своих и «грузить» конкурентов».
Хочу посоветовать ещё одну книгу. Мы назвали её "Русский Учитель японского Го". Особенно рекомендую главу "Пустыри и владения".
ОтветитьУдалить